О приемке товаров по договору поставки

24.02.2021

Приемка товаров по качеству и количеству является одним из важнейших этапов исполнения обязательства по договору поставки. При этом закон возлагает обязанность совершить определенные действия, необходимые для приемки товара именно на покупателя.

Правовой базой, устанавливающий порядок приемки товаров являются:

  • инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6;
  • инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7.

Здесь особенно важно отметить, что если стороны не предусмотрели возможность применения вышеуказанных инструкций в договоре, то и ссылаться на них в дальнейшем будет нельзя. Однако есть и другой случай – если договор поставки между сторонами и вовсе не был заключен, то, например, Арбитражный суд Московского округа, признал возможность применения Инструкции в порядке обычая делового оборота, поскольку стороны не определили срок и порядок приемки товара по комплектности и на наличие повреждений. Исходя из судебной практики нужно отметить и еще один момент: если договором предусмотрена приемка продукции согласно Инструкциям, но отдельные условия договора им противоречат, то применяются положения Инструкции.

Ссылаясь в договоре на вышеобозначенные Инструкции, следует иметь в виду, что они содержат достаточно подробный порядок приемки товара, с которым не мешает ознакомиться, прежде чем включать в конкретный договор. Итак, пройдемся по основным положениям:

Приемка товара по количеству

1. Приемка продукции по общему правилу осуществляется на складе конечного получателя, но, например, при вывозе продукции, поставляемой без тары или в открытой таре получателем – на складе поставщика.

2. Приемка продукции производится в следующие сроки: в случае, если продукция без тары, в открытой таре или поврежденной таре – в момент ее получения от поставщика, прием продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте в течение 10 дней с момента получения продукции.

3. Приемка продукции осуществляется по транспортным и сопроводительным документам, но их отсутствие не приостанавливает приемку продукции. Покупатель должен проверить вес нетто и составить акт о весе не позднее 10 дней после освобождения тары из-под продукции. Важно: определение веса нетто путем вычета веса тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и в транспортных документах не допускается!

4. Приемка осуществляется лицами, уполномоченными на то руководителем организации. В качестве такого полномочия выступает доверенность. При этом доверенность выдается только для приемки конкретной партии товара, выдача доверенности на какой-либо период не допускается.

5. Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку и составить акт. При этом важно: если выявлено несоответствие веса брутто или отдельных мест весу, указанному в документах, то производить вскрытие упаковки нельзя. Для составления акта обязательному вызову подлежит представитель одногороднего отправителя, присутствие иногороднего отправителя требуется только, если это прямо предусмотрено договором или особыми условиями поставки.

Приемка товара по качеству

Инструкция содержит оговорку о применении – она используется, если стандартами, техническими условиями или другими особыми обязательствами сторон для того или иного вида товара не установлено иное.

1. Приемка продукции по общему правилу осуществляется на складе получателя, но договором может быть установлено и иное (например, на складе поставщика). Инструкция предусматривает, что проверка качества должна производиться в отношении всей продукции, выборочная проверка допускается только в случаях, установленных стандартами или специальными техническими условиями.

Сроки приемки товара варьируются в зависимости от того, в рамках одного или нескольких городов осуществляется поставка: в первом случае дается 10 дней, во втором – 20 дней (для скоропортящейся продукции как исключение – 24 часа с момента поступления на склад получателя).

2. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, упаковки продукции получатель должен приостановить приемку и составить соответствующий акт с описанием выявленных недостатков. Судебная практика подтверждает – товарная накладная указывает только на факт получения товара покупателем, но не свидетельствует об отсутствии замечаний по качеству товара. Для составления акта вызов представителя поставщика обязателен только для одногородней поставки, для иногородней – в случаях, предусмотренных договором или специальными условиями поставки.

3. Инструкция содержит и положения о скрытых недостатках – недостатках, которые не могли быть выявлены при визуальном осмотре. Акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение пяти дней с момента их обнаружения, а если для составления акта обязательно присутствие поставщика, то к пятидневному сроку добавляется время на прибытие поставщика для составления акта.

Также нужно иметь в виду, что покупатель не вправе требовать возмещения расходов по проверке качества товара, если иное не предусмотрено договором, в том числе и в случае выявления некачественности товара.